После «дизайнерского затишья» XVII века, о котором было упомянуто в прошлой статье «История графического дизайна. Часть 2. Книгопечатание», наступил новый период стремительного развития графического дизайна, связанный уже со стилем рококо.
Этот стиль зародился во Франции и активно развивался в течение всего XVIII века. В среде историков-искусствоведов он вызывает неоднозначное отношение, а вот историки графического дизайна схожи во мнении, что именно благодаря ему был сделан серьезный прорыв в области дизайна шрифтов.
В данной статье мы проследим краткий путь развития шрифтового дизайна, затронем период создания инфографики, а также рассмотрим иллюстрации раннего романтизма.
Отправной точкой в новом витке развития дизайна шрифтов считается 1692 г., когда французский король Людовик XIV приказал для своей королевской типографии разработать новый шрифт по «научным законам». К этому были подключены многие академики, в том числе математик и типограф Николя Жожон (Nicolas Jaugeon), который предложил размещать все буквы в квадрат, состоящий из 2304 малых квадрата одинаковой площади. Новый шрифт получил название «Romain du Roi» и создан по законам геометрии и черчения. С точки зрения дизайна, он был более «сухим», «механическим» и не обладал каллиграфическими свойствами. Однако, он отличался повышенным контрастом, четкими засечками и равномерным балансом форм каждой буквы. В 1702 г. он был впервые применен в фолианте «Medailles sur les principaux evenements du regne de Louis le Grand, avec des explications historiques». Несмотря на все его недостатки (включая невозможность его использования другими типографиями) многие стали его использовать в качестве основы при создании своих шрифтов.
Medailles sur les principaux evenements du regne de Louis le Grand, avec des explications historiques. Франция, 1702 г. Отдельные страницы книги.
Medailles sur les principaux evenements du regne de Louis le Grand, avec des explications historiques. Франция, 1702 г. Отдельные страницы книги.
Еще одним видным деятелем в области дизайна шрифтов был Пьер Симон Фурнье младший (Pierre Simon Fournier) – одаренный гравёр и сын типографщика, который в возрасте 24 лет основал знаменитую словолитную и был одним из создателей современного систематизирования шрифтов (по типографским пунктам). Он провел глубокий анализ всех применяемых на тот момент типографских шрифтов. Целью Фурнье была попытка хоть как-то их систематизировать и стандартизировать. В 1737 г. в этой области он стал своего рода пионером: разработал таблицу оптимальных пропорций, универсальную единицу измерения шрифтов (типографский пункт) и многое другое. Его труды в 1742 г. вылились в первую книгу моделей печатных знаков для типографского станка «Modèles des caractères de l’imprimerie». Вдохновленный «Romain du Roi», Фурнье создавал и свои собственные шрифты. Эксперименты с шириной, высотой и толщиной каждого символа позволили ему найти законы систематизации различных шрифтов, объединить шрифты в семейства, которые были визуально совместимы. Пьер Симон Фурнье также установил стандарты для начертания декоративных элементов (например, орнаментов).
Modéles des caracteres de l'imprimerie, et des autres choses nécessaires audit art. Nouvellement gravés par Simon-Pierre Fournier le jeune, graveur & fondeur de caractéres. Франция, 1742 г. Отдельные страницы книги.
Modéles des caracteres de l'imprimerie, et des autres choses nécessaires audit art. Nouvellement gravés par Simon-Pierre Fournier le jeune, graveur & fondeur de caractéres. Франция, 1742 г. Отдельные страницы книги.
Фурнье в течение многих лет работал над четырехтомником по типографике «Manuel Typographique», но после выхода в свет в 1764 г. первого тома он серьезно заболел и незадолго до смерти в 1768 г. успел выпустить второй (последний) том. Хотя главный труд его жизни был выполнен лишь наполовину, Фурнье создал больше типографских новшеств и оказал большее влияние на графический дизайн, чем любой другой человек его эпохи. Сам факт того, что уже при жизни Фурнье его шрифты активно копировались, говорит о его большом мастерстве и таланте.
Fournier, Pierre-Simon. Manuel typographique, utile aux gens de lettres, & à ceux qui exercent les différentes parties de l'Art de l'Imprimerie. Париж, Франция, 1764-1766 г. Отдельные страницы книги.
Fournier, Pierre-Simon. Manuel typographique, utile aux gens de lettres, & à ceux qui exercent les différentes parties de l'Art de l'Imprimerie. Париж, Франция, 1764-1766 г. Отдельные страницы книги.
В начале XVIII века на севере Европы также наблюдался творческий подъем в дизайне за счет голландских мастеров шрифтов, которые начинали перебираться в Великобританию. Результаты их работ вдохновили английского гравировщика Уильяма Кэслона (William Caslon). Хозяин одной из местных типографий пригласил Кэслона к себе на работу для создания шрифтов. Его первым заказом был арабский шрифт для Общества распространения христианских знаний. Практически сразу это привело к ошеломляющему успеху, а спустя каких-то 2 года в 1722 г. на основе голландских шрифтов он сделал свой первый шрифт, который назвали в его честь, – «Caslon Old Style». Это создало ему мировую известность и репутацию уважаемого мастера.
Его серия шрифтов «Caslon» не была особенно модной или инновационной. Своей огромной популярностью она обязана выдающейся читаемости и хорошей текстуре, которые делали ее «удобными» и «дружественными для глаз». Все шрифты «Caslon» разнообразны по дизайну, что придает им неравномерную и ритмичную текстуру, которая делает их визуально интересными и привлекательными. В 1785 г. была выпущена книга «A specimen of printing types», посвященная шрифтам «Caslon».
В течение многих десятилетий практически вся Англия и ее колонии использовали при печати шрифты «Caslon». Сам Бенджамин Франклин, будучи типографом, использовал его шрифт при печати первой редакции небезызвестной Декларации независимости.
Уильям Кэслон (William Caslon). Лист с образцами шрифтов и языков (A specimen sheet of typefaces and languages). Лондон, Великобритания. 1734 г.
Уильям Кэслон (William Caslon). Лист с образцами шрифтов и языков (A specimen of printing types). Лондон, Великобритания. 1785 г. Отдельные страницы книги.
Уильям Кэслон (William Caslon). Лист с образцами шрифтов и языков (A specimen of printing types). Лондон, Великобритания. 1785 г. Отдельные страницы книги.
Уильям Кэслон (William Caslon). Лист с образцами шрифтов и языков (A specimen of printing types). Лондон, Великобритания. 1785 г. Отдельные страницы книги.
Параллельно с Кэслоном на шрифтовом поприще работал еще один английский типограф – Джон Баскервилль (John Baskerville). Он был новатором, нарушившим правила дизайна и печати книг. С самого детства он «восхищался красотой букв», но почти всю жизнь посвятил ремеслу (изготовление шкатулок, подсвечников, часов и тому подобное), которое принесло ему большое состояние. В 1751 г. в возрасте 47 лет, добившись всего, о чем мечтал, Баскервилль вернулся к своей детской любви к буквам. Он начал экспериментировать с книгопечатанием и разработкой шрифтов, стремясь к графическому совершенству. Шрифты Баскервиля, носящие его имя и по сей день, представляют собой переходный тип между старым стилем и современным шрифтовым дизайном. Они обладали новаторской элегантностью и легкостью. Его шрифты были шире, с увеличенным контрастом между толстыми и тонкими штрихами каждой буквы. В шрифтах Баскервилля засечки плавно вытекают из основных штрихов и заканчиваются изысканными точками. При оформлении своих книг Баскервилль всегда стремился к лаконичности и изящной простоте, его целью было обновить печатное искусство в Англии.
Примеры шрифтов литейной мастерской Баскервиля (Essai d'épreuves des caractères de la fonderie de Baskerville), 1750 г.
Примеры шрифтов литейной мастерской Баскервиля (Essai d'épreuves des caractères de la fonderie de Baskerville), 1750 г.
Слева: Джон Баскервилль (John Baskerville) Титульный лист Библии Баскервиля (Title-page of Baskerville's Bible), Кембридж, Великобритания, 1763 г. Справа: Джон Баскервилль (John Baskerville) «Потерянный рай» Джона Мильтона, 1758 г.
Богатый опыт Баскервилля в ремесле позволил ему самостоятельно разрабатывать для своей типографии станки, пресс-формы, глянцевую бумагу, чернила и многое другое. К сожалению, многие критики не принимали Баскервилля как профессионала из-за банальной зависти к его талантам. Некоторые из них утверждали, что его шрифты «причиняют боль глазам из-за резкости и контраста». Конечно, все это было неправдой. Даже Бенджамин Франклин восхищался и уважал Баскервилля. За свою жизнь Джон Баскервилль опубликовал 56 книг, но в профессиональных кругах Англии его встречали либо безразлично, либо враждебно, хотя в континентальной Европе его новшества в дизайне шрифтов и книг оказали большое влияние.
Основой для построения информационной графики (инфографики) послужила аналитическая геометрия – раздел геометрии, разработанный Рене Декартом еще в середине XVII в. Ее законы были использованы шотландским писателем и ученым Уильямом Плейфером (William Playfair) для преобразования статистических данных в символическую визуальную графику. В 1786 г. он впервые опубликовал свой «Коммерческий и политический атлас», в котором для визуального сравнения нескольких статистических данных он применил линейные графики и столбчатые диаграммы (гистограммы). В последствии он неоднократно актуализировал его. Также Плейферу пришло в голову разделить круг на части, площадь каждой из которых будет равна площади отдельного города, штата или страны. Так впервые на рубеже XVIII-XIX вв. появилась всеми известная круговая (секторальная) диаграмма. Его изобретение было очень важным по ряду причин.
Во-первых, на тот момент у человечества накопился большой объем различных данных, который необходимо было как-то обрабатывать. Визуальное представление данных в виде графиков и диаграмм позволило существенно снизить трудоемкость обработки и сделать существенный скачок в науке и технике.
Во-вторых, Плейфер невольно для себя открыл новую область графического дизайна (инфографику), которая активно развивается дизайнерами и сегодня.
Уильям Плейфер (William Playfair) «Коммерческий и политический атлас», 1786 г.
Уильям Плейфер (William Playfair) «Коммерческий и политический атлас», 1786 г.
Уильям Плейфер (William Playfair) «Коммерческий и политический атлас», 1786 г.
Уильям Плейфер (William Playfair) «Коммерческий и политический атлас», 1804 г.
По-настоящему современный стиль в дизайне книг стал зарождаться примерно с 1770 г. после постепенного отмирания стиля рококо во Франции. В этот период многие стали отказываться от пышных и не всегда уместных узоров в оформлении книг и шрифтов. Сам термин «современный стиль» внес в обиход упомянутый ранее Фурнье в своем многотомнике «Manuel Typographique». Под ним он понимал совокупность новых тенденций, которые наблюдались в дизайне книг в связи с отходом от стиля рококо. Для заполнения «пустоты» графические дизайнеры стали использовать классические формы древнегреческого и римского искусства.
Первоначальным толчком развития современного стиля считаются шрифты Баскервилля, в современной классификации называющиеся антиквой переходного типа. При их разработке Баскервилль пытался увеличить контраст между толстыми и тонкими штрихами, чтобы улучшить читаемость текста. Кроме того, он отказался от тяжелых орнаментов и использовал больше свободного пространства на страницах, что придавало им легкость и воздушность.
Развитие стиля, заложенного Джоном Баскервиллем, продолжил итальянский типограф Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni), родившийся в семье бедного книгопечатника. Свою молодость он провел в Риме, набираясь опыта в местном католическом издании. Сильное влияние на него оказали Фурнье, Кэслон и Баскервилль. После самоубийства своего учителя в Риме, он решил в 1766 г. отправиться в Англию, чтобы поработать с самим Баскервиллем, но ему помешала болезнь. В 1768 г. он по приглашению премьер-министра Фердинанда I возглавил Пармскую герцогскую типографию, в которой работал на оборудовании Фурнье. Спустя три года Бодони выпустил книгу о орнаментах и заглавных буквах «Fregi e majuscule», которая визуально очень сильно походила на тома «Manuel Typographique» Фурнье. Данная книга отражает эволюцию дизайна от стиля рококо к современному стилю и сделала Бодони знаменитым не только в Италии. Первые свои шрифты Бодони издал только в 1771 году, а в 1782 году разработал образцы шрифтов для кириллицы.
В 1788 г. он составил и опубликовал первую редакцию типографического руководства «Manuale Tipografico», включающее в себя алфавит его собственного изобретения. В этом же году он разработал литеры для греческого алфавита.
Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni). Типографическое руководство (лат. Manuale Tipografico). Парма, 1818 г. Отдельные страницы книги.
Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni). Типографическое руководство (лат. Manuale Tipografico). Парма, 1818 г. Отдельные страницы книги.
Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni). Типографическое руководство (лат. Manuale Tipografico). Парма, 1818 г. Отдельные страницы книги.
К 1790 г. Бодони перестает подражать Фурнье и начинает разрабатывать абсолютно новые шрифты, построенные по геометрическим законам. В дизайне книг он постепенно отказывается от орнаментов, присущих стилю рококо, видоизменяет дизайн римских букв, создав их более математически выверенными и «механическими». Ему пришлось заново создать засечки, сделав их более тонкими. Этот подход позволил увеличить контраст текста. «Механические» шрифты были навеяны приближающейся эрой индустриальных машин, началась промышленная революция. Орнаменты и шрифты, которые принесли Бодони известность в прошлом, он отбросил на задворки истории и решил создавать более строгие и экономичные элементы графического дизайна, которые сходны с функциональной типографикой ХХ в. Отличительной чертой работ Бодони стал открытый, простой дизайн страниц с большими полями, широким межбуквенным и межстрочным интервалом и большими областями пустого пространства.
Бодони стремился к совершенству во всем, поэтому хотел иметь в своей типографии все имеющиеся на тот момент шрифты. За свою жизнь он создал латинские, греческие, еврейские, арабские, индийские и многие другие экзотические шрифты, в том числе прямую и курсивную кириллицу.
Бодони был неимоверно плодотворным человеком: он выпустил около 345 книг, разработал свыше 300 шрифтов на разных языках, оставил свыше 25 тысяч пуансон и 50 тысяч матриц! За свои заслуги Бодони называли «печатником королей» и «королем печатников». Он выпускал эксклюзивные подарочные издания книг (в основном античных авторов) для царствующих особ, поэтому вопросы денег его не волновали, в своей типографии он мог отдаваться своему любимому делу без остатка. Однако, в погоне за красотой и гармонией Бодони не особо следил за напечатанным текстом, поэтому на страницах его книг нередко можно было встретить опечатки.
На закате своей жизни, он также, как и Фурнье хотел перевыпустить свое типографское руководство «Manuale Tipografico». К сожалению, он не дожил до этого момента. После его смерти вдова Бодони в 1818 г. выпустила двухтомник «Manuale Tipografico», который считался эталоном в XIX веке.
На закате XVIII в. среди плеяды именитых типографов и книгопечатников появился английский поэт и художник Уильям Блэйк (William Blake). Этот человек был весьма неординарным. По его словам, в 4 года он увидел голову Бога в окне, а позже – пророка Иезекииля в полях и «дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями». В Вестминстерском аббатстве он не раз говорил, что видел Христа и Апостолов. В 1784 г. в возрасте 27 лет после завершения обучения в Королевской академии искусств Блэйк открыл свою типографию, в которой работал со своим любимым младшим братом Робертом. Заказов у них было очень мало, зарабатывал Блэйк в основном в качестве художника за счет продажи акварельных работ.
В 1787 г. от туберкулеза умирает его брат Роберт, это событие очень сильно повлияло на типографскую судьбу Блэйка. Он провел с братом последние две недели его жизни, и в момент смерти увидел, как «его освобожденная душа вознеслась в небеса сквозь потолок, хлопая в ладоши от радости». Впоследствии Блейк утверждал, что после этого к нему в видениях неоднократно приходил Роберт, чтобы поболтать с ним. В одном из видений брат передал Блэйку секрет метода, который он назвал «иллюминированной печатью». В ее основе лежит метод офортовой печати, но с некоторыми изменениями. Блэйк наносил на подготовленную полированную металлическую (как правило, медную) пластину требуемый текст или иллюстрацию при помощи кисти или пера, смоченной в кислотоустойчивом лаке. Далее он погружал пластину в ванну с кислотой и протравливал те участки, которые не защищены лаком. По завершении процесса травления Блэйк смывал лак и так получал готовую печатную форму. После он наносил на нее черную типографскую краску. Затем на получившуюся печатную форму он клал слегка увлажненную специальную бумагу и прокатывал все на станке с цилиндрическим валом. Бумага выступала в качестве абсорбента, впитывая под высоким давлением краску. Точность такого метода печати была очень высокой, к тому же прочность печатной формы позволяла выпускать большой тираж книг. Данный метод был коммерчески очень выгоден, так как не требовал высокой трудоемкости. Для стабильного финансирования своей семьи Блэйк переключается с живописи на книгопечатание. После создания оттисков страниц книг, Блэйк и его жена совместно раскрашивали их вручную акварельными красками, а затем прошивали их в книги и продавали по не высоким ценам.
Уильям Блейк. Данте, бегущий от трех зверей. Иллюстрации к Божественной комедии, 1827 г.
Слева: Уильям Блейк. Пара Георг III на троне. Иллюстрация к поэме "Европа: пророчество", 1794 г. Справа: Уильям Блейк. Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа: пророчество», 1794 г.
Слева: Уильям Блейк. Спящие Адам и Ева. Иллюстрации к поэме Мильтона "Потерянный рай", 1808 г. Справа: Уильям Блейк. Мария с двумя ангелами. Иллюстрация к поэме Мильтона "Возвращенный рай", 1820 г.
В своих иллюстрациях Блэйк старался отразить больше духовного, и не стремился к реалистичности. Для этого он использовал свою фантазию, эмоции и образное мышление. Различные цвета в иллюстрациях помогали сделать нужные смысловые акценты. К сожалению, его работы считались современниками неестественными, сухими, а некоторые говорили про них еще жестче: «мешанина бессмыслицы», а самого Блэйка называли «неудачливым безумцем». Тем не менее, как показала история, он сделал большой прорыв не только в графическом дизайне, но и в искусстве в целом. Книги Блэйка показывают его талант искусно интегрировать буквы и иллюстрации.
Блэйк был типичным представителем романтизма, а его иллюстрации стали предшественниками экспрессионизма, модерна и абстрактного искусства. Как это зачастую бывает, талант Блэйка не был оценен при жизни. Многие его считали сумасшедшим, поэтому умер он в нищете рядом со своей любимой женой, работая до последнего над иллюстрациями к Данте.
XVIII в. завершился бурными политическими революциями во Франции и Америке, а Великобритания стала центром индустриального общества и машинного производства. С приходом промышленной революции все аспекты человеческого опыта, включая графический дизайн, претерпели глубокие и необратимые изменения.
Дата публикации: 25 июня 2021 года